Спецодежда, по мере ее использования, загрязняется и требует стирки. Обязанность приведения спецовок в порядок возлагается на работодателя. Эти функции подтверждены законодательными и нормативными актами – ТК РФ, ФЗ №52 от 30 марта 99г (ст. 221), приказом Минсоцразвития и другими документами.
Работодатель несет расходы на очистку, стирку и сушку униформы.
Сотрудникам не разрешается стирать комплекты спецодежды самостоятельно.
За соблюдением этих требований следит Роспотребнадзор, как орган, осуществляющий защиту прав потребителя. Федеральная служба наделена широкими инспекционными полномочиями в данной сфере. Исполнительный орган контролирует организацию процесса стирки СИЗ, документирование данной процедуры и проверяет выполнение.
Как грамотно организовать процесс стирки униформы, чтобы соблюсти требования законодательства и федерального органа?
Общие сведения об очистке спецовок
При организации стирки СИЗ большинство компаний придерживается требований раздела №3 Приказа Минсоцразвития № 290, где разработаны межотраслевые правила и нормативы использования спецовок.
В компаниях со специфическими условиями работы используются отраслевые документы со специальными требованиями. Процессу стирки одежды спецназначения здесь отведен раздел №3.
Четко сформулированные требования к стирке защитной одежды отражены в СанПиН. В разделах данного документа отражаются санитарные нормы и требования, касающиеся различных сфер хозяйствования. К примеру, главный санитарный врач 11.01.2003 г издал приказ на введение СанПиН сразу в нескольких отраслях – сельском хозяйстве, строительстве, промышленности, связи и иных областях.
Общие требования по уходу за СИЗ отражены в разделе 9 данного документа. Условия обработки спецодежды на предприятиях, где работы связаны с радиоактивными веществами, предусматривают дезактивацию комплектов (п. 2.2.8.46-03).
Спецовки стирают в зависимости от характера отрасли и материи, из которой изготовлена одежда.
К примеру, в межотраслевых нормах ОТ (№39 от 17 июня 2003г), утвержденных Приказом Минтруда, стирка спецодежды предусмотрена с учетом степени загрязнения раз в 5-10 дней (пункт 7.14 правил ОТ №39 от 17 июня 2003 г). Исключение составляет одежда работников животноводческих комплексов, молокозаводов, мясокомбинатов, очистных сооружений. В данном случае периодичность стирки спецовок выше, как правило, через каждые три дня.
Сотрудники должны уведомлять администрацию о том, что личный комплект СИЗ требует полного или частичного ремонта либо стирки.
Организация процесса стирки
Существует два способа проведения процедуры стирки:
- путем заказов услуг специализированной фирмы;
- непосредственно в прачечной работодателя.
При привлечении к процессу сторонней компании, заключается договор, в соответствии с которым выполняются услуги. Администрация полностью делегирует работу исполнителю, контролируя только условия выполнения договорных обязательств.
Непременным требованием при заключении договора является пункт, где указано, что исполнитель обязывается забирать спецодежду и доставлять обратно (п. 27 приказа № 290). Сотрудники не обязаны самостоятельно заниматься доставкой или получением СИЗ из сторонней организации.
Открытие на предприятии собственной прачечной – процесс длительный и трудоемкий. Необходимо выделить под структуру определенное помещение, нанять персонал, обустроить бытовки, закупить оборудование, обеспечить процесс моющими средствами. Кроме того, следует создать условия для хранения необработанных и чистых комплектов. Внутри компании требуется создать ряд документов, которыми будет регламентироваться порядок сдачи спецодежды в прачку и получение СИЗ подразделением, бригадой или персонально каждым сотрудником.
Особенности стирки униформы
Процесс очистки спецодежды можно осуществлять несколькими способами:
- стиркой в воде с использованием моющих средств;
- химчисткой с применением растворителей для избавления от въевшихся пятен и сильных загрязнений;
- путем аквачистки в малом количестве воды со щадящими моющими веществами.
Выбор способа очистки зависит от вида и структуры ткани, характера и степени загрязнения. Обязательным условием успешной стирки является соблюдение правил ухода, обозначенных на бирке униформы.
Ткань растительного происхождения – лен, хлопок и иной материал стирают любыми реагентами при разных температурах.
Для тканей животного происхождения – шелк, шерсть – используют бережные стиральные вещества без отбеливателей, и стирают при температуре воды 50–60°С.
Нейлоновые, капроновые и СИЗ из других полиамидных материалов обрабатывают щадящими средствами без щелочей и отбеливателей при температуре не выше 60 °С.
Вискозе необходима бережная стирка при t 30°С.
Смесовая ткань требует соблюдения ограничений для каждого вида волокна, которое есть в составе материала.
Обычные моющие средства для стирки спецодежды не подходят. Как правило, в данном случае используют растворы с высокой концентрацией поверхностно-активных компонентов, усиливающих моющую способность вещества.
Такие составы позволяют устранить различные виды загрязнений – индустриальные, масложировые, пигментные, бытовые. При этом освежается цвет изделий, а на ткани не остаются следы средства.
Для некоторых видов материала необходимо применение особых добавок либо замачивание в растворе хозяйственного мыла.
При уходе за тканями, изготовленными с использованием красителей и пропиток, требуется специфический уход.
Компания, которая соблюдает рекомендуемое количество стирок и предписания относительно конкретного вида СИЗ, не будет иметь проблем с Роспотребнадзором. Кроме того, выданный комплект отслужит установленный срок, сохранив защитные характеристики и свойства.
Графики и документы
В законодательных и нормативных документах не разработаны конкретные сроки для стирки спецовок. Однако этот факт не избавляет работодателя от данного обязательства.
Урегулировать решение вопроса поможет график чистки комплектов. Данный документ входит в «Положение о выдаче СИЗ», и является частью ЛНА, утвержденного организацией.
График разрабатывается в соответствии с особенностями производства. В документе указывается:
- название производственных структур;
- ФИО ответственных за организацию стирки;
- время поступления СИЗ;
- сведения о комплекте (к-во, подписи лиц - сдающего и принимающего);
- аналогичная информация о приемке одежды.
В графике выделен блок, где подтверждается необходимость ремонта униформы или отдельного элемента одежды.
Сдача и получение СИЗ из стирки отражается в специальной ведомости, по форме, утвержденной Минфином и подписанной ответственным лицом.